Могущество любой страны определяется силой патриотизма ее граждан

В переводе с древнегреческого языка слово «патриотизм» означает «соотечественник», «отечество», а главное отображает любовь к Родине, способностью поступиться своими интересами, а порой пожертвовать собой ради ее существования и процветания.

 

Патриотизм выступал и выступает главным объединяющим фактором, помогающим народу преодолеть невзгоды, выстоять в трудные периоды истории. Не может считаться цивилизованным общество, если составляющие его граждане не будут ощущать потребности обогатить и приумножить историческое наследие, бережно относиться к своей Отчизне, культурным и историческим ценностям. Как красиво, а главное точно, сказал один из немецких политиков, патриотизм – это горячо любить свой народ, а не ненавидеть другие.

 

Любовь к Родине – самое дорогое, глубокое и сильное чувство. Нельзя полюбить Отчизну, не зная её историю, культуру, традиции.

 

Патриотическое воспитание – это воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину. Если патриотизм это любовь к Отчизне, то патриотическое воспитание должно быть направленно на формирование у подрастающего поколения этого высокого, великого чувства.

 

Среди множества задач патриотического воспитания основными являются:

  • воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину;
  • формирование устойчивой привычки поступать в соответствии с общепринятыми в обществе нормами и правилами;
  • воспитание гордости за свою Родину, за ее народных героев, знание и уважительное отношение к прошлому страны;
  • воспитание гражданина, знающего свои права, уважительно относящегося к правам другого человека;
  • воспитание толерантности, веротерпимости, противодействие проявлению экстремизма среди молодежи;
  • формирование чувства сопричастности к своей семье, городу, Отечеству, культурно-историческому наследию своего народа;
  • формирование чувства верности своему Отечеству и воспитания готовности у подрастающего поколения в любой момент защитить свою Родину.

 

Патриотизм гармонично сочетает национальные идеалы, преданность служению Родине. Любое воспитание, в том числе и патриотическое, должно опираться на национальные традиции, наилучшие духовные и культурные достижения народа.

 

Патриотическое воспитание важная часть будущего страны, т.к. результатами патриотического воспитания являются:

  • полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
  • поколение новой России, взращённое на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях российского народа.

 

Но главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к своему ближнему, своей Отчизне, её истории. Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.

 

Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.

 

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат целенаправленного воспитательного воздействия человека, начиная с раннего возраста. Известны педагогические принципы – любовь к Родине начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой живет, детскому саду, школе, городу.     

 

Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем отличается от других стран, что наше Отечество укреплялось и развивалось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдавали свои жизни во имя безоблачного детства. Необходимо осуществлять работу по воспитанию детей любви к родному краю и его людям. Как можно больше рассказывать детям о Москве – столицы нашей Родины, городе, в котором они живут. Приучать детей бережно относиться к тому, что было создано бабушками, дедушками, мамами, папами; к их труду, ко всему, что их окружает; поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парке.

 

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе, о хороших людях, о чтении детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры и, конечно, личный пример педагогов и родителей. На детей сильное впечатление производят рассказы о героях Великой отечественной войны и труда.

 

Одной из задач патриотического воспитания дошкольников является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей родины и войнам российской Армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – это черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми.         

 

 Когда ребенок растет в естественной патриотической среде, с детства  видит проявления патриотических чувств в окружении близких людей, понимает проблемы своей Родины, осмысливает ее достижения, участвует в ее  созидании, его отношение к Родине — безальтернативно — он растет патриотом.

 

Вспомним Зою Космодемьянскую - юную разведчицу в годы Великой Отечественной войны. Девушка вступила в партизанский отряд, в котором на одном из заданий попала в плен к фашистам, где была подвержена жестоким пыткам, но не выдала даже своего подлинного имени. Зоя достойно приняла смерть, едва достигнув совершеннолетия. Такой невероятный патриотизм был привит девушке её семьёй: мать и брат Зои с самого начала войны оказывали всяческую помощь фронтовикам.

 

Проблема воспитания в человеке патриотизма нередко поднимается в литературе. Вспомним, к примеру, исторический роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Главного героя, Петра Гринёва, можно смело назвать истинным патриотом. Ведь он готов был принять смерть, вместо того, чтобы присягнуть самозванцу Емельяну Пугачёву. Верность своей императрице для него важнее, чем жизнь. Такая сильная любовь к Родине обусловлена воспитанием. Ведь перед отъездом в Оренбург отец даёт Петру наставление в виде известной русской пословицы: «Береги платье снову, а честь смолоду.». Это яркий пример тому, что воспитание играет важную роль в формировании чувства патриотизма.

 

Высказывание Ф.Бэкона «Любовь к Родине начинается с семьи.» можно считать абсолютно справедливым. Именно семья воспитывает в человеке патриота. Сделать из ребёнка патриота - важная задача семьи.