Особенности приобретения гражданства Российской Федерации гражданами бывшего СССР

26 декабря 1991 года с подписанием Беловежского соглашения Советский Союз прекратил своё существование. У разных групп населения может быть различное отношение к Советскому Союзу вообще, так и государственному аппарату в частности. Однако с момента развала Советского Союза активизировались миграционные процессы: за 90-ые годы из бывших союзных республик на территорию России переехало, по разным оценкам, около десяти миллионов людей, а миграционный прирост за этот период составил около пяти миллионов людей.

 

В связи с этим глобальным процессом у простых людей возникает множество трудностей даже по прошествии почти тридцати лет со дня события. Среди прочего присутствуют проблемы с расчётом размера пенсионных выплат (по лицам, чей основной трудовой стаж приходится на советский период), приём на работу (в учреждения, куда принимают лиц, обладающих исключительно только гражданством Российской Федерации), приём и определение гражданства Российской Федерации.

 

Основная часть населения РФ получило гражданство РФ в соответствии ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 №1948-1: гражданами РФ признавались лица, постоянно проживающие на территории РФ на момент вступления в силу указанного закона (06.02.1991).

 

Однако, как уже было сказано, значительная часть населения вынуждена была получать гражданство РФ в ином порядке. При этом нарушения в порядке получения гражданства могут быть выявлены и двадцать лет спустя.

 

Лицам, прибывшим на территорию РФ незадолго до принятия Беловежского соглашения, при замене паспорта гражданина РФ стоит учитывать дату начала постоянной регистрации на территории РФ (РСФСР): в соответствии с обозначенной статьёй гражданами РФ признаются лица, которые имели прописку на территории РСФСР на момент 6 февраля 1991 года.

 

При этом будет нарушением, если гражданство лицу было установлено на основании ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 №1948-1 в случае, если лицо не имело постоянной прописки на территории РФ на момент 06.02.1991. Нарушение порядка получения гражданства приводит к выводу об отсутствии у лица, получавшего гражданство, гражданства РФ.

 

Факт постоянного проживания на территории РФ (РСФСР) на момент 06.02.1991 можно установить с помощью учётных регистрационных данных, которые могут находится в территориальном органе, осуществляющим учёт, по месту регистрации (местный «паспортный стол»), либо за счёт свидетельских показаний в рамках особого судопроизводства (главы 27 и 28 ГПК РФ).

 

При этом стоит учитывать, что в случае установления отсутствия гражданства РФ лицо ограничено, в основном, только в политических правах, присущих гражданину РФ. Также подтверждённое гражданство РФ требуется при трудоустройстве в органы государственной и муниципальной власти. За лицом, у которого установлено отсутствие гражданства РФ, сохраняются основные права человека, гарантированные Конституцией РФ и Европейской конвенцией по правам человека, возможность трудоустройства (однако, порядок трудоустройства в таком случае отличается от обычного), права в силу договора (права на собственность жилым помещением, автомобилем), право на пенсию, а также иные права, установленные федеральными законами.

 

При этом при установлении отсутствия у лица гражданства РФ, за лицом сохраняется право получения гражданства РФ в порядке, определённом ст. 41.1 с применением положений ст. 41.3 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ. В частности, в таком случае, лицо может незамедлительно обратиться с заявлением на получение гражданства в уполномоченный орган.

 

Однако, стоит учитывать, что для получения гражданства РФ в упрощённом порядке, необходимо установить отсутствие гражданства иного государства (или вид на жительство иного государства). В связи с чем, лицу, получающим гражданство РФ, необходимо сделать запрос через посольство или консульство соответствующего государства об отсутствии гражданства этого государства. К сожалению, обычное время ожидания ответа составляет около 3 месяцев и может доходить до года.

 

Таким образом, лицо без гражданства, постоянно проживающее на территории РФ, имеет право в упрощённом порядке на получение гражданства Российской Федерации.

 

Референт федеральной государственной

гражданской службы 3 класса

Золотухин Вячеслав Александрович

специалист-эксперт правового отделения

УМВД России по Фрунзенскому району г. СПб