Комитет Санкт‑Петербурга по делам Арктики принял участие в расширенном заседании Общественного совета Северного морского пути

Тематика обсуждения была посвящена Большому Северному морскому пути как новому глобальному маршруту, приоритет развития которого на пленарном заседании форума обозначил лично Президент России Владимир Путин: «Прозвучало предложение запустить по Северному морскому пути контейнерную линию на регулярной круглогодичной основе. Нужно рассмотреть возможность уже со следующего года открыть первые регулярные рейсы по перевозке грузов, в том числе контейнеров, между Владивостоком и Санкт‑Петербургом, чтобы обкатать маршрут, сформировать его грузовую базу».

 

Конкретные детали по развитию арктического грузового флота, инфраструктуры, экосистемы цифровых сервисов и вопросы экологической безопасности обсуждались уже на Общественном совете Северного морского пути, в рамках которого генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев предложил сформировать «дорожную карту» Большого СМП и представить ее на Арктическом форуме весной 2022 года в Санкт‑Петербурге.

 

После приветственных слов председателя Общественного совета Северного морского пути, председателя совета директоров ПАО «Совкомфлот» Сергея Франка, министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова и главы Росатома Алексея Лихачева с основным докладом по обозначенным выше вопросам на Общественном совете СМП выступил специальный представитель Госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики, заместитель председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов.

 

Одной из главных задач остается наращивание грузооборота по СМП, что подразумевает увеличение объемов к 2024 году до 80 млн тонн. Для реализации проекта акцент сделан на внутреннем каботаже и транзитных (главным образом контейнерных) перевозках. В свою очередь, это ставит перед собой задачу развития транспортных хабов и перегрузочных портов на всей протяженности Большого СМП. Санкт‑Петербург, уже обладая соответствующими компетенциями и большим потенциалом развития, может внести существенный вклад в этом направлении. По состоянию на конец августа 2021 года только в Северной столице готовы рассмотреть СМП как способ доставки грузов в регионы АЗРФ более 120 предприятий.

 

Обеспечением круглогодичной навигации и обслуживанием Северного морского пути будут заниматься в том числе новые атомные ледоколы проекта 22220, постройкой которых занимается АО «Балтийский завод» в Санкт‑Петербурге. «Идет все по плану, мы ожидаем, что второй ледокол класса «Арктика» (проекта 22220. – прим.ред.) в строй войдет до конца этого года. Плюс еще два к запланированным ледоколам будут запущены по проекту в следующем году», — подтвердил глава «Росатома» Алексей Лихачев.

 

По предварительным оценкам в случае плановой реализации всех утвержденных проектов в горизонте до 2030 года перевозки по СМП могут возрасти вдвое, а после 2034 года выйти на объемы до 250 млн тонн.

 

В завершение заседания Совета состоялась торжественная церемония подписания соглашения по развитию Большого Северного морского пути, сторонами которого выступили Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики и Госкорпорация «Росатом».

 

Напомним, что в рамках международного форума «День Арктики», прошедшего 23 июля 2021 года в Санкт Петербурге, круглогодичной навигации по Северному морскому пути было уделено особое внимание. Участники мероприятия подчеркнули, что Санкт‑Петербург имеет необходимую портовую и транспортно-логистическую инфраструктуру и готов выступить как отправной точкой грузов в регионы Арктической зоны Российской Федерации по Северному морскому пути, так и транзитной площадкой для консолидации грузов из других регионов, которые будут в дальнейшем отправлены по северной транспортной артерии.

 

Кроме того, в городе при участии Комитета Санкт‑Петербурга по делам Арктики и Логистического кластера Северо-Запада России успешно реализуется проект «Санкт‑Петербургский агрегатор грузооборота по Северному морскому пути». В его рамках планируется проведение мероприятий, которые позволят внести существенный вклад в развитие грузоперевозок в регионы Арктической зоны Российской Федерации с использованием Северного морского пути.